Смысловая география. Япония

Опрос экономически активного населения России среди 1 000 респондентов старше 18 лет был проведён Исследовательским центром портала SuperJob.ru 4 марта 2008 года. Респондентам был задан открытый вопрос: «Япония. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этой страны?»


Страной высоких технологий считают Японию 15% респондентов. Опрошенные ассоциируют Страну восходящего солнца с качественной техникой, электроникой и «мощным техническим прогрессом».

На втором месте – ассоциации с цветущей сакурой. Нежные бело-розовые цветы декоративной вишни, распускающиеся в конце марта – начале апреля, упомянули 12% респондентов.

Столько же россиян (12%) ассоциируют эту страну со специфической кухней и «деревянными палочками для еды». Участники опроса, неравнодушные к японской кухне, вспоминали такие гастрономические соблазны, как «суши, сашими, роллы», «морская капуста», «саке, сырая рыба», «крабы».

8% опрошенных вспомнили образное название Японии – Страна восходящего солнца.

Качеством и надёжностью японских автомобилей восхищаются 7% респондентов.

Ассоциации с самураями и боевыми искусствами возникли у 6% россиян.

5% респондентов при упоминании о Японии представляют себе местное население – людей невысокого роста с раскосыми глазами. Россияне назвали множество замечательных качеств, присущих японской нации, среди которых трудолюбие, вежливость, спокойствие, деликатность, а также «торжество ума и воспитанность».

4% россиян называют Японию замечательной красивой страной и признаются, что хотели бы когда-нибудь побывать там. Столько же респондентов (4%) преклоняются перед утончённостью японской поэзии, древней культурой, традициями и высокой духовностью этой страны.

По 2% голосов опрошенных набрали следующие ассоциации: «Восток», «Остров», «Кимоно».

17% респондентов предложили свои варианты ответа. У кого-то возникли ассоциации с неповторимыми природными и рукотворными ландшафтами: «Горы в зелени»; «Бонсай, сад камней». Некоторые россияне при упоминании о Японии представляют себе небоскрёбы, скоростные поезда, офисные здания из стекла и бетона, мегаполисы, где «всё облеплено сверкающей многоцветной рекламой». Упоминали респонденты и легендарную Фудзияму. Помнят они и о ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки времён Второй мировой войны, а также о многочисленных землетрясениях, произошедших на её территории. Часть опрошенных признаётся, что Япония для них – «другой мир», «загадочная и непостижимая страна».

Затруднились ответить на предложенный вопрос 4% респондентов: «Нет ассоциаций»; «Меня там не было»; «Просто нет слов».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 4 марта 2008 года
Заказчик: журнал «Фома»
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1 000 респондентов

Вопрос:
«Япония. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этой страны?»

Некоторые комментарии респондентов:

«Hi-Tech, высокие технологии, качественная техника» – 15%
«Высокие технологии, высокий уровень жизни, долголетие, культура»; «Высокий уровень развития: электроника, автомобили, роботизация. Чистота, порядок во всём»; «Высокоразвитая страна, новые технологии»; «Высокотехнологичная страна. Родина анимэ. Земля, где мало насилия»; «Качественная продукция и высокие технологии»; «Мощный технический прогресс»; «Наука и технология. Отречение от своей жизни»; «Отличная экология и техника, релакс»; «Родина крупной бытовой техники»; «Электроника, современная техника, национальные цветы – астра и пион, яркая реклама»; «Япония это прежде всего технический прогресс. Хотя Фудзияма, сакура и суши – это тоже Япония».

«Цветущая сакура» – 12%
«Сакура, якудза, Йоко Оно, долгожители»; «Весна, белоснежное цветение сакуры, горы, покрытые зеленью, чистота на улицах, дружелюбие людей»; «Ветка цветущей сакуры, специфическая культура, развитие технологий»; «Сакура; икебана; харакири. В целом – непостижимость японской культуры и состояние шока от японского мировосприятия!»; «Розовые цветы»; «Сакура и небоскрёбы»; «Сакура, восход, кромка моря»; «Сакура, гейша, Panasonic»; «Сакура, Куросава, острова, кимоно, самурай»; «Сакура, лёгкий бриз, Массуми и палочки для еды»; «Сакура, философия, мудрость»; «Цветущая сакура, сад камней, депрессия, странные жизненные ценности»; «Цветущая сакура, саке и, конечно, самураи»; «Цветы сакуры, японские пейзажи, единение с природой»; «Япония – это вечно цветущая сакура, горы и безбрежное море цвета стали. Красивые японки с жёлтыми зонтиками. Скоростные трассы на уровне облаков и летящие по ним автомобили».

«Японская кухня, палочки для риса» – 12%
«Cуши, восходящее солнце, сакура, гейши, улыбающиеся круглолицые старцы»; «Ассоциации, связанные с японской кухней»; «Все кушают только рыбу»; «Китайские палочки, узкий разрез глаз, писклявый голос»; «Морская капуста»; «Палочки для риса, суши, саке, флаг в виде красного круга на белом фоне, гейши, самураи, ниндзя, концептуально-созерцательное японское кино, японские автомобили, экономическое чудо, ветка сакуры, японская живопись, оригами, хайку, островерхие крыши бумажных домиков, сад камней и т. д.»; «Роллы, сакура, высокие технологии»; «Рыба, солнце, море, крабы»; «Рыбные рестораны, электроника, авто, работа до упаду, традиции»; «Суши, саке, гейша, рыба, высокие технологии»; «Сырая рыба»; «Чайные церемонии и изысканная кухня».

«Страна восходящего солнца» – 8%
«Большое красное солнце, цветущая сакура и традиционные крыши домов»; «Восход солнца, философия, уравновешенность и стабильность. Прогресс»; «Восход солнца, цветение сакуры, Фудзияма, ниндзя, самурай, гейша, кимоно»; «Восходящее солнце, много островов, японцы, претендующие на наш о. Сахалин»; «Восходящее солнце, Порт-Артур, Цусима»; «Солнце и улыбки людей и ещё что-то загадочное»; «Страна восходящего солнца, высокой культуры и быта, большое желание посетить когда-нибудь эту страну»; «Страна восходящего солнца. Религия на первой ступени. Самураи и т. п.»; «Я до сих пор не посетил Страну восходящего солнца. Буддийские храмы, Фудзияма, продукция фирмы «Сони», автомобили, суши, роллы».

«Японские автомобили» – 7%
«Toyota, Mazda, Subaru, Honda, Nissan, Sony, Panasonic, Aiwa, суши, харакири»; «Авто, культура, благородство, гордость»; «Автомобили с правым рулём»; «Автомобили, электроника, традиции, самурай»; «Качественные автомобили, Русско-японская война, Хиросима»; «Качественные и надёжные авто»; «Лучшие автомобили, надёжная электроника, высокие социальные гарантии»; «Сам езжу на японской машине, поэтому ассоциации только с качеством японского автопрома»; «Хорошие машины, хорошая техника».

«Боевые искусства, самураи» – 6%
«Боевые искусства, айкидо, сакура, флаг с красным кругом»; «Япония – это самураи. Я имею некоторое отношение к боевым искусствам Японии, поэтому у меня ассоциации связаны с ними. Потом уже вспоминаются гейши, чайная церемония; очень люблю хокку»; «Карате, суши, кимоно, якудза, Токио, японки, гейши, самураи, дзюдо и т. д.»; «Самураи, древняя история»; «Самураи, терракотовая армия, сакура...»; «Самураи. Кодекс чести. Бусидо»; «Самурай в саду под сакурой пьёт саке»; «Якудза, самурай, прогресс, суши, честь»; «Японский меч».

«Японцы, люди с раскосыми глазами» – 5%
«Вежливость, спокойствие, торжество ума и воспитанности»; «Деликатность, утончённость, вежливость жителей страны и ностальгия по самой стране»; «Женщина с зонтиком, красное солнце, остров, высококачественная техника»; «Здоровые и жизнерадостные люди»; «Проблема перенаселения»; «Люди маленького роста, мегаполис, hi-tech, суши, сакура»; «Много маленьких людей с узкими глазами»; «Молодцы! На привозном сырье сумели так поднять страну! Нам стоило бы перенять у них опыт развития промышленности»; «Развитая нация»; «Раскосые глаза»; «Трудоголики»; «Узкие глаза, много маленьких умных людей»; «Японцы очень умные, аккуратные. Всё у них супер!»; «Японцы, гейши!»

«Замечательная красивая страна» – 4%
«Восхитительные. Очень хотелось бы побывать там»; «Красиво, строго, продвинуто, закрыто, очень много людей на очень маленькой территории»; «Только самые лучшие, поскольку ранее мне довелось побывать в этой прекрасной стране. Я узнал там много интересного и необычного. С тех пор мой интерес к Японии не ослабевает, и любая поступающая информация о ней мне интересна»; «Умная и цивилизованная страна»; «Чистота, качество, вежливость, душевное равновесие и Фудзияма»; «Чистота, мало места, традиции, хай-тек, долгожители, солнце».

«Древняя культура, традиции, духовность, поэзия» – 4%
«Улитка на склоне Фудзи»; «Поэзия. «Не беречь красы. И не бояться смерти: бабочки полет»; «Харуки Мураками, хокку»; «Литература: Дзюнъитиро Танидзаки, Юкио Мисима, Ясунари Кавабата»; «Загадочная культура и красивые женщины»; «Древность, культура, мораль, традиции, дисциплина, труд, нетрадиционная кухня»; «Духовность, мудрость, единоборства, катана, терпимость»; «Знание и мудрость»; «Консервативность, аккуратность, почитание старших и усопших…»; «Красота в линиях и движениях, утончённость в искусстве, минимализм возведён в ранг культуры, а не просто стиля и направления в дизайне. Страна с богатой культурой и уважение к ней»; «Страна с вековыми традициями. Промышленно развитая»; «Япония в силу своего расположения и завесы отчужденности, снятой не так уж и давно, славится весьма своеобразной культурой, традициями и, конечно же, кулинарными изысками»; «Традиции, история, культура, творчество, передовые технологии, забота о человеке...»

«Восток» – 2%
«Восток, высокая технологичность, особая приверженность традициям»; «Восток – дело тонкое... Современные технологии. Машины»; «Восточная культура, сакура, острова, элитная техника и авто, высокоразвитая промышленность»; «Восточная мудрость, красное солнце, узкоглазые люди»; «Восточные традиции, уважение»; «Дальний Восток, Фудзияма».

«Остров» – 2%
«Остров, море, океан, сакура, икебаны, бонсай, гейши, кимоно, высокоинтеллектуальные трудолюбивые люди»; «Острова со смышлёным народом»; «Острова. Землетрясение. Фудзияма. Суши. Сакура. Сакэ. Острова Хоккайдо, Хонсю, Сикоку»; «Острова, компьютеры, кимоно, очки и улыбка».

«Кимоно» – 2%
«Красивые женщины в кимоно и ловкие воины-мужчины»; «Кимоно, самурай с мячом, цветущие карликовые деревья»; «Женщины в кимоно»; «Кимоно, гейши, якудзы, сёгуны».

«Другое» – 17%
«CША, Турция, Япония – все они в одной шайке»; «Будущее»; «Бонсай, изящная женщина, самурай, сад камней, вода»; «Многоэтажные дороги и поезда на рельсах, забитые шумными сотрудниками офисы»; «Валютная интервенция»; «Далёкая страна, отличная от всех других. Что-то непонятное мне»; «Другая планета»; «Другой мир»; «Загадочная страна!»; «Землетрясения, наводнения, прогресс»; «Иероглифы, сакура, бонсай»; «Икебана, организованность, технологии, жестокость»; «Это умиротворение, спокойствие, гармония души. Это чайная церемония. Самураи, гейши, сакура, красивый японский язык. Япония – это то, с чем моя душа связана навечно»; «Небоскрёбы, скоростные поезда, суши, саке, самураи, Фудзияма, Хиросима и Нагасаки. И над всем этим бесстрастно блистает огромное солнце!»; «Олимпиада в Нагано в 1998. Компания Sony. Режиссёр Такеши Китано»; «Опыты над людьми в годы 2-й мировой войны»; «Оригами, обезьяны, купающиеся зимой в горячих источниках, уважительное отношение к старшим, нерушимые традиции»; «Харакири, современные технологии».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» – 4%
«Меня там не было»; «Просто нет слов»; «Нет ассоциаций».